Как надо изменить ВАР в России

Полуфинальный матч кубка России между «Зенитом» и «Спартаком» обнажил проблемы ВАР в России. Система, которая была призвана устранить ошибки и пресечь споры о судействе, только увеличила их количество. Сетевое издание «Евро-Футбол.Ру» предлагает варианты, как усовершенствовать систему.

Мне сейчас не хочется обсуждать, правильные решения приняла судейская бригада в матче между «Зенитом» и «Спартаком» или нет. Хочется скорее пройтись по фактам. В поединке было шесть спорных эпизодов, когда главному судье нужна была помощь ВАР. В двух эпизодах именно видеоассистент и помог - речь о назначенном пенальти в ворота «красно-белых» и отменённом голе в их же исполнении. А вот ещё о четырёх случаях мы такого сказать не можем. Трижды в штрафной «Зенита» в спорных ситуациях москвичи падали, ещё один раз Магомед Оздоев грубо сыграл.

Повторюсь, я не хочу говорить, оценивать решения судейской бригады. У меня есть своё мнение, и я, например, считаю, что уж точно не во всех эпизодах были ошибки, но дело не в этом. Все эти моменты были спорные, и их точно надо было проверять.

В том, что должной проверки не было, можно утверждать наверняка. Почему? Очень просто. В тех двух случаях, когда понадобилась помощь ВАР, мы видели паузы. Эпизоды просматривалась в течение определённого времени, а Сергей Иванов даже подходил к экрану и смотрел. В четырёх же других эпизодах таких пауз и отсмотров не было. Именно в этом и главная претензия. Она не в том, правильно ли были приняты решения, а в том, что нет уверенности, что ВАР вообще разбирал эти случаи.

Изначально ВАР был призван уменьшить количество ошибок, а также уменьшить разговоры о предвзятости судей. Любой спорный эпизод должен отсматривать видеоповтор и помогать главному судье. Была презумпция, что арбитр на ВАР с повторами не может допускать ошибки, он же сидит перед монитором.

Более того, раньше ошибку судьи в поле можно было списать на человеческий фактор - не успел, не увидел, его обманули. Сейчас же, сидя перед экраном, такое не должно быть возможным. Если судья на ВАР ошибается, тут уже нет других мыслей, кроме как наличие умысла.

Опыт России показал, что протокол использования ВАР надо менять, чтобы не дискредитировать систему. Повторюсь, любая ошибка или даже спорное решение видеосудьи наводит только на одну мысль - предвзятость.

У ВАР есть ещё одна странная особенность. Судьи на видеоповторе должны исправлять только явные ошибки главного арбитра, что тоже рождает двусмысленность. Где она граница между явной и неявной?

Чтобы снять вопросы и сомнения, следует сделать, прежде всего, два шага, благодаря которым решения станут более понятными и прозрачными. Очень хочется, что РФС прислушался и согласовал их с УЕФА.

Первый шаг - дать возможность каждой из команд запрашивать проверку ВАР. При этом нужно регламентировать этот порядок. В случае запроса главный судья будет обязан лично подойти к экрану и посмотреть эпизод, а не просто послушать подсказку коллег. Он должен лично удостовериться и самостоятельно принять решение. Конечно, количество проверок надо ограничить. Например, не более двух раз за тайм: по статистике редко бывает больше спорных моментов. При этом проверка по инициативе команды - это дополнительная опция, ведь ВАР и так должен отсматривать эпизоды, но если по какой-то причине этого не делается, тогда может быть запрос от команды.

Второе важное изменение - гласность. Нам необходимо понимать, чем руководствуются судьи, принимая то или иное решение. Переговоры по ВАР должны быть публичными, их надо передавать в эфир. На стадионе же судья, по примеру американского футбола, может публично озвучивать решение, чтобы было понятно, как и почему он так решил.

Эти два изменения позволят сделать работу ВАР более прозрачной и более понятной. Эти два шага помогут сделать так, чтобы у всех зрителей пропали подозрения в предвзятости ВАР, а именно это сейчас главная проблема того, как система работает в РФ. Я не хочу сейчас обвинять, что есть какая-то воля принимать решения в пользу или против каких-то команд. Однако двоякое отношение к одинаковым эпизодам наталкивает именно на подобные рассуждения, а это губительно для системы.

Андрей Центров


Оценить новость

Бонусы букмекеров
Комментарии (15) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
22 Июля 2020 в 13:40

В спорных эпизодах на ВАР разработать автоматическую программу которая будет принимать решение. Думаю в будущем такую программу создадут...

22 Июля 2020 в 10:39

ВАР - это всё-таки достижение и какое-никакое, но приближение к футбольной справедливости.

Вот только проблема ВАРа в том, что если нарушения нет и ВАР это фиксирует, то обязательно найдется категория болельщиков, которые это ненарушение будут трактовать по своему. Иногда очень хочется выдумать нарушение, там где его нет.

При этом я поддерживаю клуб, который недополучил 6 очков в чемпионате из-за ВАР. По сему, проблема очевидна. Вот только сколько раз я видел эпизоды, в которых помогал разобраться именно ВАР. И даже мой клуб водном из матче получил заслуженные +2 очка именно благодаря ВАРу.

Вывод - ВАР не надо менять, он выполняет свою функцию. Надо повышать квалификацию персонала, чтобы принимать решения быстро, четко и верно. И самое главное - не слушать всяких нытиков, которые уверены, что за наигранные возлежания Леши Соболева на газоне им теперь все должны.

22 Июля 2020 в 08:24

Пока газпромо-питерская мафия руководит футболом ни ВАР ни назначение иностранных арбитров,не другие меры, все бесполезно.Зенит будет искусственно тащиться наверх,долгие годы удерживаясь на вершине.Но,слава богу,в Европе это пока не прокатит,кроме как традиционной покупки жеребьевки ЛЧ с выбором наиболее слабых соперников Зениту,что мы и наблюдаем в последнии годы.Это единственное,что позволяет УЕФА газпромовским безпредельщикам,посадившем Европу на нефте-газовую иглу

Е

21 Июля 2020 в 23:13

Еще три года назад Я писал и практика только подтвердила.

superzina

21 Марта 2017, 11:41

Давно пора вводить видиоповторы и прекращать эти разговоры. Существующая ситуация идет во вред футбола.

Цивилизация давно установила обеспечение объективности закона : присяжные или переводя на спортивный язык , участие в разрешении спорной ситуации нескольких судей.

Вариант 1. Процедура просматривается следующая:

- у каждого тренера 3 требования на "включение просмотра " на тайм + 3 у главного судьи.

- 6 камер и 6 судей-у- монитора, как вариант. Один судья-у- монитора ,как вариант ,видит картинку только с одной камеры, но ,как другой вариант ,со всех.

- всем на просмотр 15 сек. и получение ответа от каждого еще по 5 сек каждому .

Итого : 1 "требование" может затянуться на 15+ 5*6 = 45 сек. 45 * 9 = 7 мин. максимум. Решение принимается большинством из 7. При равенстве (ведь с какой-то/каких-то камер могло быть не видно) "побеждает мнение " ,в которую главный судья,как вариант , не входит.

Если кому-то ,но не мне ,эти 7 мин покажутся на один тайм много , можно сократить:

- или количество требований до 2 и тогда будет 45*6= 5 мин - или время просмотра до 10 сек и ответа до 3 сек и тогда будет ( 3*6 +10 )* 9 :60=4 мин

- или и то и другое и тогда будет 3 мин всего за тайм.

Да здравствует 100% соблюдение правил.

Вариант 2. И все это можно ввести быстро и почти даром : НТВ+ уже показыает все игры с повторами . Выбранные по жребию судьи могут просто сидеть дома у экрана ТВ и смотреть НашФутбол со всеми повторами. Это могут быть и ветераны судейства и судьи первой категории.

21 Июля 2020 в 23:12

Спартак превратил чемпионат в нытье...почему никто из них не вспоминает матч первого круга против Сочи? Где Жиго забил победный гол с явным нарушением правил? Если бы не эти 3 очка команда болталась бы у зоны вылета

22 Июля 2020 в 02:37

Дык можно вспомнить и матч второго круга с Ростовым)) там такая же эпидерсия))

21 Июля 2020 в 22:04

Андрей Центров, а почему Вы посчитали, что в матче было 6 спорных эпизодов? И четыре из них - те, которыми недоволен именно Спартак? Вам перечислить иные спорные моменты? 3-я минута Гапонов играет в спину Дзюбы в своей штрафной, 13-я минута Соболев локтем вьезжает Барриосу(желтая..он бы просто не доиграл матч), 56-я минута на Дзюбе просто висит защитник, когда он наносит удар по воротам в пределах штрафной, 58-я минута Жиго-Азмун...очень интересный момент) просто Азмун не стал симулировать как Соболев и падать, а ведь Жиго его зацепил.. Ну и если Вы упомянули Оздоева, то посмотрите фол Понсе на Караваеве на 73-й минуте..чем они отличаются? Это только те моменты, которые сейчас вспомнил навскидку....Зенит просто не кричит на каждом углу про это....., а рассматривать в СМИ только те спорные моменты, которые кой-кого не устраивают - не комильфо..Так, что как-то предвзято все это...

Пы.Сы.: Ваш "первый шаг" превратит футбол только в сплошные просмотры..спорных эпизодов за матч бывает и больше десятка)

21 Июля 2020 в 22:50

Прошу уточнить: Понсе в матче не играл. Вероятно, имелся в виду Айртон. Рекомендую о-очень интересный момент на 73 минуте. Противоборство Жиго и Дзюбы. Дзюбу держат за майку в штрафной Спартака. Выскажу свою версию , почему т.н. спорных моментов оказалось именно такое количество. Всё дело в телетрансляции. Нам услужливо подбрасывали информацию, на одних моментах делался акцент- на других нет. Всё утверждают, будто спортивное телевидение захвачено злодейским Газпромом,но как так: ведь ТВ вдалбливало идею о засуживании Спартака- под нее и подбирались картинки , на которых делался акцент.

21 Июля 2020 в 23:05

И гол сартаковский советую пересмотреть. Комментарий Черданцева : Жиго толкает Жиркова, но без нарушения правил". Как без нарушения правил? Толкаться можно лишь плечом в плечо,но Жиго находился позади Жиркова. "Без нарушения" в смысе Иванов не свистнул. Мяч потерян защитником Зенита, Жирков и Малком не успевают вернуться, Спартак в контратаке забивает. Ничего не напомнило? Сколько было воплей 4 года тому назад, когда тот же Иванов не зафиксировал фол Кришито, и Зенит заработал пенальти в атаке.

22 Июля 2020 в 02:33

Да, там Айртон Караваеву влетел шипами и получил желтую)) Спасибо, что исправил мою ошибку) Но почему-то этот момент не спорный, а с Оздоевым - да))

И да- все зависит от подачи в СМИ: одни моменты не замечаются, другие рассматриваются под микроскопом....а теперь вопрос: а кто это раскручивает? )))

И, кстати, я акцентировал момент на 58 минуте: там реально голевой момент и, если бы не зацеп Жиго, Азмун вторым касанием отправлял бы мяч в ворота.. Интересен и коммент Широкова во время этого)) А через минуту Соболев падает как от шлагбаума ... и это опять "спорный "момент)))

Кстати, Айртон, почему-то не получил желтую за толчок руками Кузяева после свистка..кажись на 68 минуте...Хотя и в том единоборстве Кузяев играл плечо в плечо и фола не было)) Если матч пересмотреть- там спорных моментов-уйма)) Весело наблюдать эту картину) И очень скверно, что очень многие поддаются на эти информационные уловки....

22 Июля 2020 в 08:19

Айртон и Кузяев? Возможно, таких эпизодов было два. Рекомендую 80 минуту. Суть моент: Кузяев врывается в штрафную с мячом, момент острейший.. Айртон опаздывает,но вдруг происходит чудо. Черданцев восхищается : "Айртон хорошо ставит корпус..." Пересмотрел момент раза три: Айртон выбрасывает руку влево, но она почему-то не отлетает при контакте с корпусом Кузяева, но это же невозможно, если... Она не имеет точку опоры. В этом эпизоде Айртон в своей штрафной раза два прихватил Кузяева левой рукой за майку, благодаря чему и догнал поолузащитника. Тот возмущен, на защиту Айртона , уже имеющего желтую карточку бросается Джикия. И Джикия, и Кузяев награждаются предупреждениями, а заодно, и Семак, недовольный оценкой эпизода. Вообще-то,это пенальти и вторая желтая Айртону.

Что касается вопроса "кто раскручивает"... Много воплей по адресу Газпрома... Но эта компания не лучше и не хуже Лукойла, прямое отношение к которой имеет один из богачей России Федун. Информационная атака очень полезна : во - первых,она демонстрирует, что в Спартаке всё чудесно,но вот мерзавцы судьи душат коллектив: во-вторых, это способ психологического давления на судей- авось, дрогнут.

В 2002 году на мировом первенстве итальянские СМИ много и громко возмущались по поводу "незасчитанных пяти голов ,забитых командой". Были собраны в одну кучу и судейские ошибки, и верные решения... В2006 Италия стала чемпионом, и судьи к ней очень благоволили...

22 Июля 2020 в 10:10

Согласен, такое "давление" давно используется и часто практикуется) И у нас в том числе.. и как ни странно- приносит плоды) ..И как говорилось в фильме "Формула любви" - "...многие верят...")))

21 Июля 2020 в 20:27

Да в России судейство менять надо... VAR не при чём... Количество спорных ситуаций уменьшилось... Судьи его не умеют применять. Иногда отменяют правильные решения, иногда фигню творят... Но в целом введение этой системы пошло на пользу... Оно хоть какую-то справедливость вносит и возможность пересмотра решения. Всё пройдёт со временем, когда сложится единство правоприменения. А так да, трактовка спорых ситуаций разная удручает, но разве того же самого не было без VAR? VAR - шаг вперёд... Осталось подогнать людей под это будущее...

779
21 Июля 2020 в 19:54

Был против введения системы, а её использование только ещё абсолютно убедило меня в ошибочности инициативы. Глупость решений судей удесятерилась, предвзятость нашла новые пути для применения.

21 Июля 2020 в 19:45

Зачетно, поддерживаю!

Новости
Сегодня, 29 Марта
Все новости
Рекомендуем